Дзю-дзюцу
Японское боевое искусство, объединяющее все виды рукопашного
боя без оружия или с «подручным» оружием.
Основной принцип дзю-дзюцу - поддаться, чтобы победить -
следует из его названия, которое переводится как «искусство
мягкости и податливости». Мастер уступает натиску противника,
пока тот не окажется в невыгодном положении, и тогда обращает
его действия против него, подобно тому как гибкая ветка,
сгибается под тяжестью снега, пока не сбросит его.
Первое мимолетное упоминание о дзю-дзюцу относится к XI веку,
однако широкое распространение оно получило только в конце XVI
начале XVII века.
Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды боевого
единоборства в тяжелом воинском снаряжении, среди которых
наиболее заметное место занимает ёрои-кумиути - рукопашный бой
в доспехах. Техника этой борьбы, включала броски через спину,
грудь, колено; переднюю и заднюю подножку, несколько видов
подсечек и около десятка болевых замков на руки и ноги.
Ключевым элементом при этом был подход с последующим захватом,
при котором оба противника стремились занять наиболее выгодную
позицию.
С исчезновением тяжелых доспехов появились школы когосоку –
рукопашного боя в легком снаряжении. Техника когосоку была
наиболее близка к современному дзю-дзюцу, начало формирования
которого относится ко времени, когда доспехи, даже облегченные,
окончательно вышли из употребления.
Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава,
когда после многочисленных войн и смут наступил период
продолжительного мира. Именно тогда возникло рекордное
количество школ дзю-дзюцу - около 700.
Основные различия между школами заключались в постановке
дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и преобладании
той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер,
бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов и
подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако,
несмотря на различия, общих черт было несравненно больше, что
позволило в дальнейшем создать на основе дзю-дзюцу универсальные
системы борьбы – дзю-до и айки-до.
Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжении более чем
300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные
самурайские кланы. Простолюдинам категорически запрещалось
изучать это искусство.
И, хотя в настоящее время школы дзю-дзюцу существуют
практически во всех частях света, ведущую роль по-прежнему
играют семейные школы японского происхождения.
Дзю-дзюцу является открытой системой, в том смысле, что
впитывает в себя приемы, характерные для других боевых искусств,
в особенности национальных видов борьбы. В связи с этим школы
дзю-дзюцу в разных странах имеют явно выраженный национальный
оттенок. Тем не менее, в основе всех национальных школ лежат
традиции и техника, наработанные веками на родине дзю-дзюцу.
Одной из самых известных старых школ стала Хакко-рю (школа
Восьми лучей), насчитывающая на Японских островах порядка одного
миллиона человек. Именно из этой школы вышел будущий основатель
айки-до Уэсиба Морихэй. Хакка-рю по характеру можно причислить
к классическому дзю-дзюцу. Техника школы включает в себя
разнообразные болевые захваты и замки рук с последующим броском
и удержанием (сиацу), несколько вариантов удушающих приемов и
обширный комплекс шоковых и парализующих точечных ударов –
атэми. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным
оружием – кобу-до – в частности с предметами обихода: тростью,
веером, зонтиком, плащом, шарфом, стулом. Нападение и защита в
Хакка-рю осуществляется по прямой, во фронтальной плоскости к
противнику, и носит, по сравнению с айки-до, более активный
характер. В отличие от айки-до, в Хакка-рю имеется четко
разработанный арсенал ката и градация по данам черного пояса.
В начало
|
|
|