Школы боевых искусств
 
 
Биография мастеров      Полезная литература
Кэн-дзюцу

Кэн-дзюцу

      Все виды борьбы, за исключением &каратэ&, рождались на военных традициях. И самый первый из них - кэн-дзюцу (фехтование мечом). Мастера меча разработали такие универсальные принципы борьбы в рукопашную, которые можно без труда применить и в других видах единоборств. Например, в дзю-дзюцу и айки-до используются те же фигуры, способы передвижения, повороты рук, принципы атаки и обороны, психологическая дисциплина.

      В древние времена практически все боевые искусства тем или иным образом имели отношение к самурайскому сословию. Ни один стиль борьбы в Японии не мог существовать независимо от искусства фехтования на мечах - кэн-дзюцу. Любая школа, практикующая ту или иную технику борьбы или использующая какое-либо оружие, всегда рассматривала в качестве противника человека, вооруженного мечом: у человека не владеющего хотя бы элементарными знаниями основ фехтования не было никаких шансов выйти победителем из поединка. Именно поэтому невозможно найти среди всех школ дзю-дзюцу ни одной, исповедующей исключительно борьбу без оружия. Дзю-дзюцу родилось в среде самураев и, конечно же, подразумевало использование оружия различных видов. Лишь в исключительных обстоятельствах предполагалось, что борьба будет вестись без него.
      Меч издавна почитался у самураев как орудие мира, добра и справедливости. Он являлся душой и сущностью воина, олицетворением чести и верности долгу. Считалось, что меч, будучи наделенным сверхъестественной магической силой, может успешно бороться со Злом. Самурай рождался и умирал с мечом. Всю жизнь меч охранял своего хозяина от различных злых духов.
      Мастера-оружейники происходили все исключительно из самурайского рода и пользовались большим уважением. Они работали над мечом, как над произведением искусства, вкладывая в него всю свою душу. Воистину это ремесло было священным для японцев. Процесс изготовления меча мог занимать несколько месяцев или даже годы. И чем дольше длился этот процесс, чем больше накладывалось слоев стали, тем выше было качество меча.

      Неувядаемой славой окружены имена двух талантливых оружейников XIV в. Мурамаса и Масамунэ. Эти имена послужили основой для поэтической легенды, в которой передана идея Меча в двух его ипостасях – меч разящий и меч предотвращающий столкновение.
      Для того чтобы сравнить мечи работы Масамунэ и Мурамаса, оба клинка вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья. Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части. Когда же листья приближались к мечу Масамунэ, они огибали лезвие и уплывали невредимыми. Итак, сила меча, как и сила всякого воинского искусства, одухотворившего человека, может быть направлена на разрушение, но истинное ее предназначение – сохранение мира. Таковы идеалы учения кэмпо и кэн-дзюцу. В действительности, как показывает опыт истории, в руках самураев чаще всего оказывался «Меч Мурамаса».

      Весь уклад жизни самураев вращался вокруг меча. Этика кэн-дзюцу являлась неотъемлемой частью кодекса самурая. При помощи меча можно было высказывать свои чувства, проявлять уважение или вызывать на поединок. Существовал и определенный набор правил обращения с мечом в обществе. Так, например, в гостях было принято вынимать меч из-за пояса и класть его с правой стороны. Этим подчеркивалось доброжелательное отношение к хозяину. Если меч клался слева, то есть так, что его можно было мгновенно обнажить, это выражало настороженность и недружелюбие по отношению к собеседнику. Меч также мог быть отдан слуге, который клал его на специальную стойку рядом с мечом хозяина.
      Мечи располагались рукоятками к своим владельцам, а клинками - в сторону собеседника. В противном случае можно было сильно оскорбить своего оппонента. Ведь положение меча рукоятью к собеседнику означало высказывание пренебрежения к его фехтовальному мастерству. Не допускалось также касаться меча без разрешения хозяина. В то же самое время величайшим удовольствием для самурая было слышать лестные слова о его мече.
      Кэн-дзюцу как искусство владения мечом окончательно сформировалось в к X веку. Необходимо заметить, что японская техника фехтования достаточно сильно отличается от всех остальных техник владения различными видами холодного оружия на Западе и Востоке, будь то меч, шпага или сабля.
      Самурайское искусство практически не содержало каких-то особых фехтовальных приемов, на которых основывается наше с вами представление о фехтовании. Как правило, решающим в поединке становилось крепкость нервов и быстрота реакции. В схватке мог быть нанесен всего один удар, но в большинстве случаев этот удар был смертельным. На этом принципе строилась и строится техника практически всех без исключения школ кэн-дзюцу.
      Долгое время кэн-дзюцу было максимально приближено к реальным условиям боя. Следствием были частые и тяжелые травмы, получаемые на тренировках. В технике фехтования кэн-дзюцу меч держался двумя руками. Однако во многих школах практиковалось фехтование одновременно двумя мечами, большим и малым.
      В многообразных школах кэн-дзюцу существовало бесчисленное множество различных стоек, ударов и защит: различалось положение меча и тип поражаемых поверхностей, применялась колющая и рубящая техники, но основу технической базы составлял достаточно ограниченный арсенал приемов. Считалось, что хорошее владение этими приемами вполне может хватить для победы над любым противником.
      Одним из самых выдающихся фехтовальщиков был Миямото Мусаси. Этот великий мастер одержал победу в 60-ти поединках, а учитывая то, что в то время неизбежным исходом почти всех боев была смерть одного из соперников, этот результат можно назвать просто феноменальным. Одним из первых Мусаси начал применять деревянный меч (боккэн), впоследствии принятый многими школами различных видов единоборств.

      После окончания эпохи феодальных войн, кэн-дзюцу изменило свою агрессивную направленность и стало более философским искусством. И только в XVIII веке с появлением кэн-до фехтование на мечах становится путем духовного восхождения, поставившего на первое место идею о единении со Вселенной.

      В начале XVIII в. школа Абэ-татэ-рю впервые употребила термин кэн-до, подразумевая под ним высший Путь – путь духовного восхождения, путь освобождения от земной суеты и слияния со Вселенной.
 
 

В начало

 
Каратэ
 
Дзю-дзюцу
 
Кэн-до
 
Айки-до
 
Кэн-до
 
НИНДЗЮЦУ
 
Кю-до
 
Сумо
 
 
 

Valid HTML 4.0 Transitional

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz