Мотобу Чохэ
Мотобу происходил из семьи, известной своими
мастерами боевого искусства. Семейный
стиль назывался «Го-тэн-тэ», или «Мотобу-тэ»
и брал начало от Мотобу Чохэ (позже свой
стиль Чоки стал называть «Мотобу-Ха-Косё-рю-кэнпо-кара-тэ»).
В конце XIX века патриархом Го-тэн-тэ был
Мотобу Чомура, обучивший троих сыновей: Чою
(умер в 1926 году), Чодзюна и Чоки. Мотобу Чою,
как старший из сыновей, стал официальным
преемником стиля и полноправным
наследником отца. Позже .он передал право на
преподавание семейного искусства «чужаку»
— Уэхара Сэйки-чи (родился в 1903 году), так
как Чоки уехал жить в Японию. Еще позже, в 1949
году, Уэхара создал свой собственный стиль
и назвал его «Мотобу-рю»!
Мотобу Чоки
изучал, помимо Го-тэн-тэ, несколько стилей
направления Сёрин-рю. Его учителями были
Мацумура Сокон, Мацу мура Коса-ку, Итосу
Ясуцунэ. Однако самое большое влияние на
его формирование оказала «школа улицы».
Наделенный огромной физической силой и
агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним
из самых известных бойцов Окинавы. Стиль
Мотобу Чоки отличался естественными
позициями, более высокими стойками, чем в
других окинав-ских стилях, вольной
интерпретацией понятия «хикитэ» и явным
стремлением к бою на ближней дистанции. Он
также настаивал на необходимости атаковать
и защищать центральную линию тела. В этом
стиле жесткие яростные атаки сочетались с
мягкими отводящими блоками и грациозными
перемещениями. Впрочем, блоки иногда были
такими, что ломали руки противникам. А за
свои непредсказуемые движения Чоки получил
прозвище «обезьяна».
Что касается
практики «кумитэ», то стиль Мотобу Чоки был
жестко контактным и ставил своей целью
нокаут. Отсюда еще одно прозвище Чоки — «тэйдзикун»
(приблизительный перевод с окинавского
звучит как «убивающий кулак»). Одним из
любимых приемов Мотобу был «кэйко-кэн-учи»,
посредством которого он ломал доску любой
макивары, В этой связи любопытно привести
мнение одного из его учеников, мастера На-гаминэ
Сёсина: «Ни один каратист в истории Окинавы
не мог сравниться с Мотобу в разрушительной
силе кэйкокэн!» В практике ката Чоки
отдавал предпочтение Найханчи в различных
ва-риантах ее применения.
Итак, приехав
в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду
своего искусства через показательные
выступления и поединки со всеми желающими.
На следующий год он попросил Фунакоси
приехать к нему на помощь. Дело в том, что
Мотобу плохо знал японский язык, тогда как
Фунакоси в совершенстве говорил, читал и
писал по-японски. Фунакоси очень ловко
использовал официальное приглашение
Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане,
в Токио. Содержание этого выступления
походило на демонстрацию 1917 года. Поэтому
Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя,
когда посетил Окинаву и увидел там совсем
другое каратэ, нежели то, что показывал
Фунакоси.
К 1925 году
репутация Мотобу как бойца прочно
установилась по всей Японии. Нелишне
отметить, что ему было в это время уже 54 года!
В 1926 году была издана его книга «Окинава-кэнпо-кара-тэ-дзюцу».
В 1927 году он переехал в Токио, где между ним
и Фунакоси возникли серьезные разногласия.
В нескольких поединках, а также в различных
ситуациях Мотобу убедительно доказал свое
полное превосходство над Фунакоси. Эти
эпизоды из жизни последнего потом всеми
силами замалчивались...
Мотобу
никогда не склонен был к компромиссам. Все
15-летнее пребывание в Японии он гордился
своим искусством и своим происхождением.
Каратэ он повсюду старался показывать в
самом что ни на есть традиционном духе —
как искусство жестокого рукопашного боя.
Поэтому главные упреки, которые он
адресовал Фунакоси, заключались в том, что
тот, во-первых, стремился превратить боевое
искусство в военизированную гимнастику, и,
во-вторых, эту гимнастику сотворить на
японский манер, по образу и подобию дзю-до и
кэн-до. Короче, он считал Фунакоси ренегатом,
стыдящимся собственного происхождения,
родного языка и традиций своего народа!
Когда Мотобу
в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси
немедленно изменил иероглифы термина «каратэ»
с тех, что означали «рука континента» на
другие — «пустая рука», и в своей маленькой
ассоциации приступил вместе с сыном
Ёситакой к последовательной ликвидации
старинного кэнпо-дзюцу Окинавы.
Ученики мастера.
Как в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел
массу учеников. Назовем самых известных:
Канэсима Синэй (прославленный мастер
Исиминэ-рю); Канэсима Синсукэ (создатель
Тодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю);
Мацуяма Синсукэ (создатель Кэнпокан-рю);
Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель Косё-Сёрэй-рю
кэнпо-каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель
Мацубаяси-рю); Накамура Сигару (создатель
Окинава-кэнпо-каратэ); Оцука Хиронори (создатель
Вадо-рю); Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю);
Роберт Трайэс (первый пропагандист каратэ в
США), Уэсима Сансукэ (один из создателей
Кусинрю) и многие другие, не ставшие
основателями собственных школ...
Среди них
самыми верными последователями Мотобу
явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ.
Кроме того, жизнь и взгляды на боевые -
искусства мастера Чоки послужили
источником вдохновения для Оямы Масутацу,
создателя стиля Кёкусин-рю.
В начало
|